Психологические аспекты помощи созависимым семьям

Психологические аспекты помощи созависимым семьям

В России весьма актуальны проблемы, связанные с ростом числа зависимостей (алкогольных, наркотических, игровых) у детей и молодежи. В связи с этим важным представляется вопрос психопрофилактики зависимостей и поиск путей воздействия на непосредственные причины формирования этих болезненных расстройств. Понимание семьи как системы позволяет предположить, что именно в семье, где появился наркозависимый, кроются важнейшие причины его заболевания. Согласно одной из точек зрения специалистов-психологов, одним из источников причинности формирования зависимости у ребенка является созависимость родителей. Мы считаем, что родители детей, имеющих какую-либо зависимость, еще до начала формирования патологического пристрастия у детей, уже обладали многими особенностями созависимой личности. Сами родители приобрели эти характеристики в своих собственных родительских семьях, когда были детьми. Формирование личности родителей в детском возрасте играет роль «почвы», которая способствует появлению зависимости у их ребенка. 

Что же такое созависимость? Наиболее полное определение созависимости дано на 1-й конференции по созависимости (США, Аризона, 1989 г). Созависимость − это устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность (имеется в виду, что эти попытки реализуются заведомо неверным путем). Есть и другие определения этого явления: Созависимость — это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и меж¬личностных проблем (Роберт Сабби). Эрни Ларсен определяет созависимость как выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях. Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена: 

1. Созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем. 

2. На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм. 

3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности. 

4. Созависимость выражается в перемещении фокуса ответственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека. 

5. Созависимость — это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения. 

С точки зрения приобщения детей к наркотикам, алкоголю, азартным играм, есть отчетливая взаимосвязь между характеристиками созависимости родителей и особенностями семейных взаимоотношений. Для родителей, обладающих созависимыми личностными особенностями, характерно установление специфических отношений с окружающими, в результате чего создаются условия риска формирования зависимости у ребенка. 

Среди наиболее существенных характеристик созависимости родителей наркозависимых детей можно выделить следующие: 

1. Забота о других, стремление играть роль Спасателя, Няньки. Поскольку созависимые имеют низкую самооценку и очень сильно ориентированы вовне, они часто становятся помощниками, любят заботиться о других. Они стремятся добиться такого положения, чтобы окружающие считали их незаменимыми, чтобы в них нуждались. Они не допускают мысли о том, что близкие могли бы жить без них, в противном случае у них появляется чувство «заброшенности», ненужности. Созависимые лица чувствуют себя ответственными за удовлетворение потребностей других, даже если это обеспечивается за счет неудовлетворения их собственных нужд. Обладание этой особенностью способствует возникновению у родителей (чаще у матери) стиля отношения к ребенку по типу гиперопеки. Ребенок вырастает несамостоятельным, не способным к принятию решений, без мотивации к труду, с установкой на получение удовольствия без ответственности за свои поступки. В силу неумения решать проблемы такой ребенок в будущем при столкновении с жизненными трудностями будет стремиться к уходу от них путем приобщения к различным психоактивным веществам. Другая опасность состоит в том, что такие дети и подростки не обладают достаточной самостоятельностью в принятии решений, слабовольны, и в компании сверстников не могут отказать настойчивым предложениям попробовать ПАВ. 

2.Склонность к соматизации психологических конфликтов. Для созависимых характерны различные психосоматические заболевания. Среди наиболее распространенных функциональных расстройств и психосоматических болезней можно выделить головную боль, боли в области сердца, желудочно-кишечные расстройства, гипертензию, астму. В этом случае повышается риск того, что ребенок будет обделен вниманием со стороны матери или отца. У родителей не хватает времени на удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка во внимании, любви, ласке, заботе и поддержке. Помимо этого, ребенок видит на примере родителей, что с различными проблемами можно справляться путем употребления каких-то средств (лекарств, таблеток и пр.). Еще одна проблема для ребенка – смена ролей в семье. При больном родителе ребенок часто бывает вынужден стать маленьким взрослым, нести ответственность за порядок в доме, за решение проблем, которые ему не по плечу. От такой перегрузки ребенок может спасаться, уходя в иллюзорный мир спасения – мир зависимости. 

3. Потребность в контроле окружающих. Созависимые верят, что в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию в доме, думая, что могут управлять поведением своих близких. Склонность к контролю над ситуацией формируется из-за недоверия к другим с целью избежать негативных чувств, переживание которых очень травмирует. В отношениях с ребенком недоверие к его возможностям, его самостоятельности, к его мнению может способствовать развитию негативных чувств в адрес родителей. Как следствие, возникает протест, усложняются взаимоотношения, в результате чего ребенок будет стремиться к поиску поддержки вне дома, что повышает риск столкновения с предложением попробовать ПАВ. 

4. Алекситимия – неумение распознавать свои чувства, говорить о них и адекватно выражать. Созависимые не имеют навыков в распознавании и понимании своих чувств. Они настолько поглощены удовлетворением желаний других лиц, что просто утратили ощущение самих себя. Они думают, что не имеют права на свои чувства и готовы отречься от своего чувственного опыта. Кроме того, что они утратили естественную связь с собственными чувствами, созависимые привыкли к искажению чувств, усвоили, что можно испытывать лишь приемлемые чувства. Трансформация собственных чувств происходит подсознательно. Не умея распознавать и понимать собственные чувства, вряд ли родители смогут научить этому своего ребенка. Ребенок же не понимает, чего хотят от него родители и как они в действительности к нему относятся. 

5. Ригидность. Ригидность поведения родителей может проявиться в негибком подходе к ребенку, в трафаретности, запрограммированности требований, в недостаточном учете ситуации, в недостаточном учете возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка, в отсутствии альтернативных решений. Ребенок может испытывать протест, уходить в референтные группы, где нет этой жесткости, где «все можно». 

6. Борьба двух страхов – страха быть покинутым и страха интимности. Созависимые одновременно боятся быть брошенными и быть слишком близкими. В силу желания быть с кем-то они часто интенсивно вовлекаются в эмоциональные отношения, но вскоре начинает действовать страх интимности, страх вступать в действительно эмоционально близкие отношения. Такие родители сначала стремятся приблизить к себе ребенка, а потом его отталкивают. Ребенок не чувствует, что его любят безусловно, у него теряется чувство безопасности, возрастает тревога и напряжение. Уход в зависимость также является одним из способов иллюзорного решения этой проблемы. 

Таким образом, мы попытались показать, как созависимые черты личности родителей могут способствовать формированию у ребенка тревожности, низкой самооценки, неуверенности в себе, негативизма, злости, протеста. Все эти неприятные качества и чувства, в свою очередь, толкают ребенка на путь поиска их компенсации. И на этом пути они могут столкнуться с предложением – попробовать спиртное, наркотик, сыграть в азартную игру и т.п. Соглашаясь с этими предложениями, ребенок может компенсировать ощущение своей неполноценности и неуверенности с помощью тех ощущений и состояний, которые дает наркотик или алкоголь: иллюзия силы, всемогущества и уверенности в себе. 

Родители ребенка, страдающего зависимостью, должны лечиться от своей созависимости, как и их ребенок от своей зависимости. На первом этапе психопрофилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью целесообразно заниматься решением личностных проблем родителей, связанных с последствиями их дисфункциональных прошлых детско-родительских взаимоотношений в собственных семьях. Родителям также следует обучаться навыкам активного эмпатического слушанья ребенка, навыкам Я-сообщений, навыкам распознавания и открытого выражения своих чувств, навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. В семьях следует сформировать атмосферу подлинного сотрудничества, эмоционально теплого общения. Показано длительное психолого-психотерапевтическое сопровождение таких семей. Работа с семьей может производиться как в индивидуальной, так и групповой формах. Весьма актуально участие членов семьи в анонимных сообществах «Анонимные алкоголики», «Анонимные жены алкоголиков» и т.п.


Возврат к списку